Описания образовательных программ НМБОУ «Гимназия №11»

Образовательная программа общего образования нетипового муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Гимназия №11» представляет собой документ, который является комплексом основных характеристик образования, а именно: объёма, содержания, планируемых результатов обучения, организационно – педагогических условий, форм аттестации, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Целью образовательной программы является обеспечение образовательной деятельности, позволяющей достичь качественных образовательных результатов на основе компетентностного подхода. Программа выступает гарантом, обеспечивающим школьникам социальную успешность, развитие их творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования.

 

Программа построена на основе принципов:

  • Принцип целостности образования, основанный на представлении об единстве процессов развития, обучения и воспитания. Он реализуется в процессе создания сбалансированного образовательного пространства и позволяет обеспечить адекватность предполагает создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все три уровня образования и предусматривающей установление преемственности школы и вузов;
  • Принцип непрерывности и преемственности образования, образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
  • Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;
  • Принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
  • Принцип осознанного выбора предполагает, что участники образовательных отношений обладают субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия в жизнедеятельности гимназии и местного сообщества.

 

Результатами освоения образовательной программы НМБОУ «Гимназия №11» должны стать:

  • 1. Предметные результаты: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
  • 2. Метапредметные результаты: освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
  • 3. Личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки учащихся, социальные компетенции, личностные качества.

 

Образовательная программа сформирована на основе мониторинга участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся) по вопросам их удовлетворенности качеством образования, условиями обучения, потребностями в повышении квалификации.

На уровне начального общего образования реализуется основная общеобразовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт.

На уровне основного общего образования реализуются программы: основная образовательная программа основного общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт; основная общеобразовательная программа основного общего образования, составленная в соответствии с ФКГОС- 2004 года.

 

На уровне среднего общего образования реализуются программы:

  • основная общеобразовательная программа среднего общего образования социально-гуманитарного профиля,
  • основная общеобразовательная программа среднего общего образования социально-экономического профиля,
  • основная общеобразовательная программа среднего общего образования физико-математического профиля,
  • основная общеобразовательная программа среднего общего образования химико-биологического профиля.

 

Основная образовательная программа начального общего образования ФГОС НОО определяет содержание образования в 1-4 классах: планируемые результаты освоения основной образовательной программы, формирование УУД, формирование навыков работы с текстом; формирование ИКТ компетенции, содержание каждого предмета. Кроме того в программе охарактеризована система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. В содержательном разделе представлена программа формирования УУД; охарактеризованы ценностные ориентиры начального общего образования, программы отдельных предметов и курсов. Отдельными программами представлены духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, коррекционная работа, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся. Организационный раздел состоит из учебного плана начального общего образования, плана внеурочной деятельности; характеризует условия реализации основной образовательной программы, в том числе кадровые, психолого-педагогические, материально – технические и информационно – методические условия. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования – 4 года.

Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО состоит из целевого раздела, в котором после пояснительной записки характеризуются планируемые результаты и система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО. В содержательном разделе представлены программы отдельных учебных предметов и перечень рабочих программ предметов и курсов, программа развития универсальных учебных действий, программа воспитания и социализации. В организационном разделе содержатся учебный план и характеристика условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования – 5 лет.

Образовательная программа основного общего образования, реализующая федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет содержание, требования к уровню освоения образовательной программы, организацию образовательной деятельности на уровне основного общего образования. Программа направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования – 5 лет. Основное общее образование обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способности к осознанному выбору профильного обучения на уровне среднего общего образования, социальному самоопределению.

 

Успешное освоение образовательной программы основного общего образования обеспечивает:

  • 1. формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • 2. условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через принцип предпрофильной организации образования учащихся;
  • 3. создание и функционирование информационно - образовательной среды, способствующей последовательному формированию и развитию ключевых и предметных компетентностей учащихся.

 

Образовательная программа среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Программа призвана обеспечить условия становления, формирования личности учащегося, его склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению. Сложившиеся соответствующие условия (кадровый потенциал, результаты государственной (итоговой) аттестации, результаты участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях), а также социальный запрос на образовательные услуги, объясняют реализацию в гимназии программ социально-гуманитарного, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического профилей. Реализация идеи профильности на уровне среднего общего образования ставит выпускника, завершающего обучение на уровне основного общего образования, перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося на уровне основного общего образования, является введение предпрофильной подготовки через увеличение часов вариативного (школьного) компонента учебного плана. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательной деятельности более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Образовательные программы профильного обучения направлены на реализацию личностно-ориентированной учебной деятельности. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

 

Программы профильного обучения в гимназии преследуют следующие основные цели:

  • Обеспечить профильное и углублённое изучение предметов социально-гуманитарного, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического направлений;
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения гимназистами индивидуальных образовательных программ;
  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников гимназии к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Содержательный раздел программы включает:

  • Использование современных технологий, учебно-исследовательской деятельности, проектной деятельности.
  • Программы отдельных учебных предметов, курсов. Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей.
  • Программу воспитания и социализации (духовно-нравственное развитие и воспитание, социализация и профессиональная ориентация, культура здорового и безопасного образа жизни).

 

В организационном разделе содержатся учебные планы образовательной программы среднего общего образования; даётся характеристика условий реализации данной образовательной программы, в том числе в этот раздел включен перечень программно – методического обеспечения учебного плана среднего общего образования и перечень учебников и учебных пособий. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года.